Всероссийская Учительская неделя
- Татьяна Александровна обещала вам помогать?
- Да, мы в дружеских отношениях. Она мне помогала, когда мы робототехникой занимались, спонсирование оказывала.
- Вы ей позвонили первой, когда выиграли состязания в Иркутске?
-Да, у нас была договорённость насчёт соревнований, что она первая узнаёт новости. Татьяна Александровна предложила и сказала, что всяческую помощь будет оказывать.
- В тот четверг вы возвращаетесь домой, сообщаете о предложении своей семье?
- Я эту мысль держал в себе целую неделю, никому не говоря. Сам пытался осознать, смогу или не смогу. Через неделю принял решение - стоит попробовать. И уже тогда рассказал семье. Они были немного в шоке.
- От выбора или от того, что они наполовину вас «теряют»?
- Тяжёлое решение, потому что я люблю свою семью и привык с ней всегда проводить время. Директорство - это полное служение школе, как было у моих прекрасных учителей директоров Шевцовой и Гавриленко.
- Как принял коллектив своего коллегу, который здесь был учеником,
учителем и теперь стал директором?
- Здесь как раз всё хорошо - насчёт коллектива я сильно не переживал. Мы
- дружный коллектив. Проблемы бывают во всех коллективах. Нельзя отрицать.
Татьяна Александровна и Лариса Александровна построили так работу, что у
нас коллектив дружный. И мне кажется, что учителя отнеслись к этому решению спокойно.
- Лидия Сергеевна Шевцова, экс - директор, депутат, наверное, оценила этот шаг?
-Да, она меня поздравила. Сказала: «Молодец, дерзай, развивай!» Мне нужно было ее встретить и позвать на открытие «Точки роста». Вручаю ей приглашение и у нас как раз состоялся разговор, она делала на зиму заготовки. Её впервые увидел в таком амплуа.
- Во время Великой Отечественной войны районо создало приказ, в котором говорилось – «важно, что учителя должны хорошо учить, а дети хорошо учиться». А сейчас какая модель обучения будет у вас, как у директора?
- Самое главное в моей работе – это мотивировать детей и сделать так, чтобы
наши педагоги, учителя были тоже высокомотивированы и эту мотивацию передавали детям. Сейчас время немножко другое, и уже нет таких чётких постановлений.
Сейчас очень важно ребёнка замотивировать для того, чтобы он понял, для чего ему
нужно образование, чтобы он понял, чего хочет в этой жизни. Мы должны к этому
подвести ребёнка.
- Как бы вы представили выпускника? Сейчас это первоклассник, через 11 лет при вашем руководстве каким он будет?
- Сейчас есть определённые модели ученика, который должен обладать определёнными компетенциями. Для того, чтобы этот ученик компетенции приобрёл, должны быть определённые условия. Я вижу этого выпускника очень ответственным, интересным человеком. Он должен чётко формулировать свои мысли, уметь находить решение практически из любой ситуации, даже если мы его этому не учили. Потому что сейчас главная цель образования – научить, чтобы в дальнейшем ребёнок мог учиться и развиваться. Выпускник, который чётко знает, чего он хочет, или, по крайней мере, прийти к тому.
- Чему вас научила школа?
- В школе я больше всего любил информатику. Знал, куда дальше поступать после школы.
- А увлечение танцами?
- А танцы это прикладное, у меня мама занимается танцами, поэтому у меня выбора не было, мне приходилось танцевать. Любовь к информатике – вот главное. У нас был учитель Николай Симонович Дягилев. Он был человеком очень заинтересованным
в своём предмете. Эту заинтересованность, любовь к предмету он нам передал.
Благодаря учителю мы поняли, что существует мир виртуальный, и компьютер
можно использовать как инструмент для решения многих задач.
- Мы с вами познакомились на уроке робототехники. Вы показали тогда своих творческих ребят, потом поехали в Иркутск, как оказалось, за победой в робототехнике, потом в Москву. Как вы этих подвижников находите, как мотивируете?
- Это очень сложная работа, на самом деле. Я показываю учащимся, что есть
такая деятельность. И на самом деле, я оставляю здесь тех детей, которые чувствуют внутри, что это им нужно, поэтому получается результат. Замотивировать к этой деятельности ребёнка, которому всё это совсем не нужно, который чувствует к
другому предмету предрасположенность, практически невозможно. Поэтому я провожу определённый отбор. Часть детей отсеивается на отборе, и остаётся тот костяк, который может участвовать в соревнованиях, разрабатывать модели, показывать что-то интересное.
- В «Точке роста» робототехника предусмотрена?
- Конечно.
- Вы также будете отбирать ребят и учить?
- Сейчас я эти обязанности перевожу на другого педагога, оставаясь куратором. Покажу ей свою методику работы с детьми, а дальше хочу предоставить ей выбор. Она человек очень ответственный, сама знает, как работать. Это Елена Валерьевна Зукол, новый
учитель.
- «Точка роста» должна повысить уровень развития ребёнка. Как робототехника может развить точку роста, которая заложена в каждом ребенке?
- Сама «Точка роста» - центр, который открывается в разных школах, это опреде-СКАЯ лённый ментальный толчок. Сейчас для образования детей важна внешняя структура, рабочая атмосфера. Такой предмет как робототехника или физика- технология, которые на базе конструктора Лего позволяют ребенку много работать практически. Работа дает развиваться. Когда умеешь применять знания и умения, тогда рождается что-то новое.
- Идеи ваших педагогов будете аккумулировать в общий опыт?
- Обязательно. Сейчас это делаем. Утвердили программу воспитания. Над этой программой работает весь коллектив. На первом педсовете мы говорили, не будет её разрабатывать один человек, завуч либо педагог-организатор, нужен весь коллектив. С самого начала своей работы всегда прислушивался к людям. Я люблю делиться информацией, никогда не ставил в приоритет свои идеи, решения, понимая, что человек может предложить другую идею интересную, почему бы не рассмотреть.
- Может, курс держать на Лидию Сергеевну Шевцову, которая 50 лет руководила школой?
- Со временем проверим. Сейчас тенденция, что молодёжи всегда нужно себя пробовать. Буду стараться.
ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА ГАВРИЛЕНКО
САМАЯ БЛАГОРОДНАЯ МИССИЯ ВОСПИТАТЬ БУДУЩЕЕ Люди моего поколения воспитаны на советских фильмах и литературе. И хотя советская эпоха давно прошла, мы с ностальгией вспоминаем те времена. И свою жизнь строим так, чтобы «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Пусть молодежь иронизирует по этому поводу, но это не пустые слова, а цель жизни. Вот и моя героиня свою жизнь посвятила самой благородной миссии – воспитанию человека, ребенка, будущего нашей страны. Это Татьяна Гавриленко, отличник народного просвещения, прекрасный учитель, Почетный педагог Красноярского края, замечательный человек, красивая женщина, счастливая мама, бабушка и прабабушка. Выпускница Тейской школы, учитель русского языка и литературы, долгое время была заместителем директора по воспитательной работе. С 2006 года возглавила педагогический коллектив. С особой гордостью рассказывает о выпускниках школы, которые после окончания высших учебных заведений возвращаются в родную школу учительствовать. А ведь это, как правило, те, кого вдохновили на этот нелегкий труд любимые учителя. И вообще, считает, что тейские дети самые лучшие. «У нас в школе чисто, чистые души, чистое здание, чистые кабинеты. Чисто у нас. У нас хорошо. Добро витает по классным комнатам, по школе. И красивые у нас дети. Я их сравниваю с городскими, со столичными - те, которые учатся в Северо-Енисейских школах №1 и 2. Наши, как я их любовно называю, деревенские, теплее, они нежнее, они добрее». С 1974 года живет и преподает в родной школе, которую не просто любит, но и боготворит. Как и свой поселок. «Люблю жителей, которые тоже прикипели к ней своими корнями. Вы знаете, я счастливый человек. Я очень счастливый человек. Во-первых, состоялась в профессии, а во-вторых, состоялась в детях». Родилась Татьяна Александровна в трудолюбивой, порядочной семье. Родители - люди серьезные, очень ответственные, всю сознательную жизнь прожили в Тее. Папа рано ушел из жизни, ему было всего 59 лет. Мама - в 83 года. «Но работала очень долго. Мы даже пытались ее как-то остановить: пора бы уже и не работать. Но теперь я понимаю, не надо человека останавливать до той поры, пока он сам себе не скажет: достаточно. И не выберет для себя путь отдыхать, то есть путь активного пенсионера». Родители были заинтересованы, чтобы и Татьяна, и ее брат получили высшее образование. «И мы к тому шли. У нас папа был малоразговорчивый человек. В основе своей он как говорил, так и делал. Я даже боялась провиниться в чем-то в школе, потому что знала: суровый взгляд отца накажет меня больше других наказаний». Мечта родителей сбылась: брат получил электротехническое образование, Татьяна - педагогическое. Считает, что родители сделали все для того, чтобы дети были счастливы. Воспитывались в строгости, и не было даже мысли о том, чтобы ослушаться. Татьяна Александровна вспоминает, что никогда не сбегала с уроков, была примерной ученицей. А один случай запомнился на всю жизнь. «Однажды по ботанике нужно было принести спил дерева и по кольцам определить его возраст. И я не выполнила это задание. И так получилось - родительское собрание. И на него пошел отец. Мама бы просто поговорила, посокрушалась и все. А он пришел после собрания, сказал: «Одевайся!». А на улице вечер уже. Привел меня на лесопилку, взял двуручную пилу, сделал этот спил, и я принесла его на урок. При этом отец сказал: «Это был последний раз, чтобы я краснел из-за какой-то деревяшки! И не смей больше так делать!» Вот он такой и был». Современные дети воспитываются по-другому. Часто родители позволяют многое, ребенок не знает и не понимает порой, что такое хорошо и что такое плохо. В детях не воспитывается чувство ответственности. «Никогда не знала, что такое переходный возраст. По крайне мере, по отношению ко мне. Я четко понимала, что нужно делать. Занималась в спортивной секции причем не в одной». Она переходила из класса в класс, занималась любимыми делами - спортом, пением. Отец Татьяны Александровны хорошо играл на баяне. Он сопровождал на концертах школьные хоры, солистов. И дочь любила петь с детства. «Мне и сейчас некогда говорить о каком-то возрасте. И если бы не дата в паспорте и люди, которые меня окружают. Нет, не учителя, они как раз мне не говорят про то, сколько мне лет. По состоянию внутреннему я молода, энергична, полна любви. В первую очередь, к своим детям и своим ученикам, поскольку с ними проходит вся моя жизнь». Мысль об учительстве возникла, когда она училась в начальной школе. С любовью вспоминает первую свою учительницу - Валентину Федоровну Калугину. А когда в старших классах столкнулась с Лидией Сергеевной Шевцовой, а также с Валентиной Борисовной Бородкиной, захотелось быть учителем. И поехала поступать в Красноярск. Но не сдала вступительные экзамены. Возвращаться стыдно, но делать нечего. Отец сказал, в школе нужна пионервожатая. Но идти в школу, провалив экзамен, вообще со стыда можно сгореть. И кем вы думаете, она устроилась? В Тейские механические мастерские учеником дежурного электрика. «Папа мне приобрел рабочую одежду, чтобы было все, как положено. А дежурным электриком был Владимир Иванович Оглоблин, наш дорогой ветеран Великой Отечественной войны». Моя собеседница со смехом вспоминает то время. И то, как над ней там шутили. Скажут: иди там, Танечка, почисть контакты, она полезет, ее током и тряханет. Но все это безобидно было и безопасно. Проработала она в ТММ 8 месяцев, и в трудовой книжке первая запись была – дежурный электрик 3-го разряда. На следующий год вновь поехала поступать, но уже не в Красноярск, а в Енисейск в пединститут на факультет русского языка и литературы, после окончания которого по распределению в августе 1973 года вместе с мужем уехали в Балай Уярского района. Через некоторое время ушла в декрет, после чего вернулась в Тею. Сыну было всего два месяца, когда Татьяна Гавриленко вышла на работу в родную школу. «Хотя учителем проработала недолго. Лидия Сергеевна Шевцова стала директором школы, а меня назначили завучем по воспитательной работе вместо нее. Вот так я и иду по ее стопам. Потом вот директором». Вместе с тем она продолжала вести уроки. Я, помня из своей школьной жизни, насколько порой было сложно молодым педагогам находить общий язык с так называемыми трудными учениками, интересуюсь, как складывались отношения с ними. «Никогда сложностей в моей работе с учениками не было. И чем труднее ученик, как говорят про таких: на учет его надо поставить, тем с ним интереснее работать. Ведь за проступком этого ребенка что-то стоит. И надо посмотреть, что именно. Ведь ребенок потому трудный, что ему трудно. Потому что ему в семье чего-то не хватает». Учительство подразумевает много времени проводить на работе. И часто нет времени на собственных детей. А не вредит ли это взаимоотношениям со своими детьми? «Я всегда в курсе всех дел своих детей. Бывали у них, конечно, какие-то юношеские задачки, загадки. О некоторых я узнала совсем недавно. Но в семье были свои традиции. Например, папа с детьми никогда не садился ужинать, пока я с работы не приду, ждали. Было традицией, что на собрания к детям просила ходить мужа. И если что-то было не так, он очень строго мог поговорить». Татьяна Александровна хотела, чтобы дети развивались в ногу со временем. Конечно, она размышляла, какие профессии нужно получить Алексею и Наталье. Но ей не пришлось эти мысли даже озвучить. «Когда пришла пора поступать сыну, он сказал, что пойдет в физкультурный техникум. Дочь тоже решила поступать в техникум – юридический». Впоследствии оба получили высшее образование. Несмотря на свою занятость, старалась, чтобы семейные праздники были полными. Впрочем, сегодняшняя Татьяна Гавриленко смотрит по-другому на воспитание детей. «Я и сейчас своим учителям говорю: думать надо о семье прежде всего. Семья – это самое главное, что есть у человека. Семья – это надежда, это опора, это будущее. Не думаю, что мои дети были сильно обделены, но было бы лучше, если бы я больше внимания им уделяла». В молодые годы Татьяна Александровна вместе с мужем были участниками вокально-инструментального ансамбля, объездили с концертами весь район. И сейчас в семье Гавриленко все поют – мама и сын с дочерью. Как говорится: песня строить и жить помогает. «У старшей внучки, Алешиной дочери, шикарный голос. Начала петь еще в институте. На первом курсе пригласили в ансамбль, у нас даже записи ее песен есть. Но потом у нее что-то не получилось, и она оставила это дело». Человеку мыслящему в любом возрасте свойственно анализировать свою жизнь, о чем-то сожалеть, чем-то гордиться. Моя героиня ни о чем не сожалеет, а поводов для гордости у нее великое множество. Во-первых, конечно же, это дети и внуки. Во-вторых, вся ее жизнь связана с самым замечательным местом на земле – поселком Тея и ее жителями. С огромной гордостью и нежностью говорит она о самой замечательной школе и ее учениках. В этом году впервые День знаний для Татьяны Гавриленко прошел необычно. Она сложила свои полномочия директора Тейской школы, передав символический ключ Михаилу Балацкому. «Я же переживала: а как первое сентября без меня? И что вообще будет без меня? И знаете, все так круто получилось. И я благодарна своим коллегам, что они смогли достойно мне сказать спасибо. Когда наша беседа подходила к завершению, я вдруг открыла свою собеседницу с неожиданной стороны. Знаю Татьяну Александровну уже около 10 лет. Всегда она казалась мне строгой, властной в хорошем смысле этого слова. Но в этот раз я увидела ее другой. Спасибо Вам, Татьяна Александровна, за Ваше откровение. И за то, что судьба подарила знакомство с Вами.
ЧЕСТВУЕМ ЮБИЛЯРА
Юбилей-это всегда важный этап в жизни человека, время подведения итогов, корректировки жизненных планов. Трудно в немногих словах рассказать о жизни и деятельности нашего юбиляра, высветить все грани личности этого достойного Человека, Учителя. Вся жизнь Т.А. Гавриленко посвящена развитию и процветанию ее родного края, района и школы, всестороннему гуманитарному и нравственному развитию школьников. Основная педагогическая деятельность Татьяны Александровны связана с Северо-Енисейским районом, с родным поселком - Теей. Но начинался трудовой путь в 1969 году с рабочего станка - в должности ученика токаря топливно-энерго-механического цеха Северо-Енисейского рудника. Затем учеба в вузе. По окончании Енисейского государственного педагогического института в 1973 году Т.А. Гавриленко была направлена на должность учителя русского языка и литературы в Балайскую среднюю школу № 5. В 1974 году вернулась в родную школу, в которой работает и по сей день. Она прошла путь от учителя до директора. Кроме того, с 1982 по 1984 годы работала секретарем исполкома Тейского поселкового совета. Прекрасно проявив себя на всех должностях, Татьяна Александровна была удостоена почетных наград: отличник народного просвещения, знак отличия Северо-Енисейского района «За заслуги перед Северо-Енисейским районом. Эрудированный и грамотный педагог, Татьяна Александровна планирует и проводит уроки в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, умело организует работу по подготовке к итоговой государственной аттестации. Выпускники Татьяны Александровны Гавриленко показали достойные результаты. На ее уроках царит доверительная и благожелательная атмосфера. Ученики могут обратиться к учителю по любому вопросу, касающемуся не только учебы, но и личностных отношений и проблемных жизненных ситуаций. Для любого ребенка Татьяна Александровна найдет нужные слова и действенный совет. У Гавриленко Татьяны Александровны есть четкое понимание необходимости постоянного профессионального и творческого роста. Она тщательно изучает новейшие достижения в области педагогики и методики преподавания предметов, охотно делится опытом с коллегами, никогда не упускает случая учиться и расширять свой кругозор. Мобильная, активная, творческая, талантливая, Татьяна Александровна являет собой пример неугасимой молодости духа. Она всегда участвует в общественной, культурной и спортивной жизни школы и поселка. В 2020-2021 учебном году сдала нормы ГТО на золотой значок. Ее вокальные выступления всегда радуют коллег и учащихся. Татьяна Александровна полна жизненной энергией и щедро делится ею с окружающими. В школьном коллективе Татьяна Александровна пользуется огромным уважением, к ней обращаются за помощью и мудрым советом, она всегда поддержит добрым словом. А еще она замечательная мама, бабушка и счастливая прабабушка! Отличная хозяйка и элегантная стильная женщина, для которой возраст определяется не цифрами в паспорте, а состоянием души. Счастья Вам, уважаемая и дорогая наша Татьяна Александровна, неиссякаемой бодрости духа и здоровья, еще больше внимания, заботы и любви родных и близких, творческих успехов и вечной молодости в душе! Пусть ласковые сентябрьские дни всегда приносят вам умиротворение и тихую радость: ….«Кто сказал, что отцвела рябина? Рябина только соком налилась!» Коллектив МБОУ «ТСШ №3»
ПОБЕДИТЕЛИ
В 2021 году 4 учителя средних школ центрального поселка района вошли в число победителей федерального конкурса лучших учителей России. Премии были удостоены учителя начальных классов МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 1 им. Е.С. Белинского» Екатерина Валерьевна Зайнуллина и Лариса Евгеньевна Каменева и учителя МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 2» Андрианна Орестовна Ионова (учитель истории и обществознания) и Надежда Тимофеевна Семенова (учитель начальных классов). В 1995 году в России было учреждено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Это почетное звание получают учителя, посвятившие своей работе более 15 лет и внесшие значительный вклад в обучение и воспитание подрастающих поколений. В Северо-Енисейском районе звание «Заслуженный учитель РФ» получили Валентина Брониславовна Гайнутдинова, Наталья Александровна Федотова и Лидия Сергеевна Шевцова. Личной Благодарностью Президента России была отмечена Александра Сергеевна Николова.
Я ВСЕМ СЕРДЦЕМ ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ КОГДА РАБОТА – ЭТО ПРИЗВАНИЕ
Социальный педагог второй школы Ольга Ревягина в профессии третий год. По образованию социальный работник. В Иркутске, где начинала свою профессиональную деятельность, прошла необходимые курсы переподготовки для работы уже непосредственно социальным педагогом. В городе работала в коррекционной школе. «В школу меня пригласили знакомые. На тот момент там не было социального педагога. Люди знают мои человеческие качества. Знают, что я смогу, у меня получится. Поэтому первый год проработала в коррекционной школе. Через год я переехала в Северо-Енисейский. И меня сразу же пригласили во вторую школу. Так как опыт у меня уже имелся», – рассказывает Ольга Ревягина. В райцентр позвал муж – работник скорой помощи. Небольшой городок понравился жительнице мегаполиса. Она сразу отметила открытость как взрослых, так и в первую очередь детей. Для Ольги Ревягиной работа социальным педагогом в школе не труд, а скорее призвание. Так как учеников любит безгранично. У самой – двое прекрасных подрастающих детей. Я всем сердцем люблю детей. Переживаю за них. Очень часто детей беспокоят семейные проблемы либо какая-то конфликтная ситуация в классе, ссора с одноклассниками. Ты приходишь и видишь, что ребёнок переживает, ему неудобно, некомфортно. Необходимо расположить к себе детей», – откровенно отвечает Ольга. Именно расположить, а не говорить о возникшей проблеме прямо в лоб. К детям нужен свой подход, отмечает Ольга Сергеевна. Все разговоры проводятся тет-а-тет. Индивидуально с каждым учеником. Информация – строго конфиденциальна. С ребёнком нужно разговаривать очень аккуратно, искать обходные пути. К примеру, ученик пришёл к ней. И она начинает разговор с ним на совершенно отвлечённые темы. Да про ту же погоду за окном. Там солнечно и прекрасно. А подросток понурый и молчаливый. Но постепенно начинает открываться и разговор, начинавшийся издалека, приводит к сути проблемы, о которой он говорит уже открыто. «Ребятишки в нашей школе все хорошие. У нас нет в школе хулиганов. Мы нашли с детками общий язык, контакт. Они все ко мне идут со своими проблемами. Жалуются. Где-то что-то не получается. Даже какие-то любовные дела мы с ними обсуждаем. То есть это помощь. Я являюсь тем человеком в школе, который может направить», – добавляет она. Направить в нужное русло так, чтобы у ребёнка не возникало плохих мыслей. Чтобы он не захотел, к примеру, отомстить обидчику. А чтобы в первую очередь разобрался в причине конфликта, в его возможном разрешении. Это не только профилактическая работа с теми, кто уже оступился и совершил общественно-опасное деяние. Это работа абсолютно со всеми учениками. «Ежегодно в начале сентября мы собираем социальные паспорта семей. Классный руководитель делает сводку по классу, после предоставляет её мне. Таким образом, мы выясняем тех ребят, на которых необходимо обратить особое внимание. С которыми надо поработать дополнительно. Посмотреть на настроение. Если происходит не очень хорошая ситуация, то классный руководитель обращается ко мне. Мы собираемся – завуч по воспитательной работе, директор, классный руководитель. И обсуждаем эту ситуацию», - объясняет моменты в деятельности педагог. Как помочь и как разрешить ситуацию – вот главная задача. Ольга Сергеевна отмечает, что в Северо-Енисейском районе работа с детьми связана с различными ведомствами и усиленно ведётся как школой, так и полицией, комиссией по ПДН, социальной службой, комиссией по делам несовершеннолетних. Это очень важно. И если мне еще неизвестно, что где-то что-то происходит, об этом сообщат. Я принимаю меры. И это очень своевременно. Чтобы работать социальным педагогом, необходимо помимо специального высшего образования иметь призвание, терпение и желание работать с трудными подростками, уметь приспособиться к каждому ребенку и понять его внутренний мир, найти проблему и выработать пути ее преодоления.
Материалы предоставлены МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-ЕНИСЕЙСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА" (mku-semis.ru)